Глава 7. Обмены и деньги



Деньги – это один из результатов творчества человека в человеческом производстве. Деньги являются частью общего информационного капитала. Деньги выражают собой «сообщения» экономических субъектов (участвующих в человеческом производстве) друг другу специфической информации о грядущем, пребывающем в настоящее время или прошлом перераспределении частей общего капитала, где «экономическими субъектами» являются человеческие общества различных уровней и индивидуумы.

Обратим внимание, что деньги НЕ касаются сферы естественного производства и НЕ участвуют в нём в передаче каких бы то ни было экономических сообщений.

Процесс перераспределения общего капитала в прошлом регистрировался не только деньгами, а и, к примеру, через УЧЁТ. Дело в том, что не все процессы перераспределения, управления перераспределением, осуществляются с помощью денег. Подробнее об этом можно прочитать в книге «Комбинаторика денег».

Процесс перераспределения общего капитала, происходящий в настоящем, осуществляется на основе информационных «сообщений-команд» подаваемых обществами или индивидуумами, осуществляющими управленческую деятельность по выполнению задач, которые они себе поставили в рамках той концепции, которой обладают. И в настоящем не все процессы перераспределения осуществляются с помощью денег.

Процесс перераспределения общего капитала в будущем зависит от будущего управления, в частности от соотношения частей: перераспределяемых с помощью денег или как-то иначе.

Повторим: деньги являются частью информационного производственного капитала, экономически связывающие части человеческого производства. Но части человеческого производства связывают не только деньги, а ещё и накопленный человечеством определённый нравственный и интеллектуальный капитал. Экономические субъекты могут «разговаривать» между собой не только через деньги, а и через НЕ ДЕНЬГИ ТОЖЕ. Или без денег ВООБЩЕ.

Каким образом могут «разговаривать» между собой экономические субъекты? Или так: каким ЕЩЁ способом?

Для этого нам придётся вспомнить главу первую «Люди» и градацию человеческих обществ, начиная от семьи.

Современная «экономическая наука» рассматривает в качестве мельчайшей экономической единицы отдельного индивидуума – с его правами, свободами и желаниями. Напрочь опуская при этом вопрос, а когда, в каком, собственно, возрасте индивидуум становится индивидуумом, и когда, в каком возрасте этот индивидуум начинает испытывать потребность в правах, свободах и прочем? В 15 лет, в 20? А почему не в 14? Или в 8? На это ответа нет – сплошные умолчания. Отдельная экономическая единица, человек-индивидуум, возникает в современной «науке» ИЗ НИОТКУДА, как чёрт из табакерки. А, раз возникнув, он описывается, как некое ВМЕСТИЛИЩЕ собранных тоже неизвестно откуда знаний, навыков, умений и вожделений.

Такой подход – уводит от поиска истины в сторону, потому что понятно, что люди воспитываются в том или ином обществе, а общества – не только разные по количественному составу (семья, община, ТНО, государство, цивилизация), они разные и качественно. Одинаковых людей на свете нет. Все люди – разные, друг другу не равны ни по одной характеристике: физической, расовой, гендерной, профессиональной. Люди равны между собой лишь одним: человеческим достоинством.

Любые отношения начинаются при наличии минимум двух субъектов, отдельный субъект сам с собой начать никаких отношений (будь они экономические, будь они любые другие) в принципе завести не может. Это ясно эмпирически, без всяких доказательств.

Одновременно человек изначально, по рождению, и всегда потом является членом либо одного общества (самого маленького – семьи), либо второго: общины (в случае, если он рождён вне брака и воспитывается вне семьи, допустим, в детском доме). Но никогда человек не появляется неизвестно откуда и не растёт в окружении неизвестно кого (за исключением случаев «маугли»), а всегда какого-то общества людей, а по большому счёту всех обществ (ТНО, государств, цивилизаций, человечества).

И это является тоже фактом, не требующим никаких доказательств, хочет человек того или не хочет, понимает ли взаимосвязи (встроенность себя в общества разных уровней и величины) или не понимает, настроена ли его психика воспитанием в определённой общественной среде на выяснение этих взаимосвязей и сочетание своих собственных устремлений и нужд обществ, или нет.

Поэтому начинать анализировать существо происходящих «разговоров» экономических субъектов – т. е. людей, следует с самого маленького, всем известного из собственного опыта, человеческого общества – семьи. Семья зиждется на нравственных аспектах, которые проявляются в практике жизни в том числе и через решение экономических задач, встающих перед семьёй.

Семейная спайка и лад в семейной жизни являются по сути КОРНЕМ человечества, откуда оно всё произрастает.

Там, где члены семьи, представляя себя «экономическими субъектами», пытаются обдуманно или «на автомате» коммерциализировать свои взаимоотношения, пытаются «разговаривать» друг с другом через деньги или через разного рода ОБМЕНЫ (через метрологическую оценку и соотнесение отдаваемого и прогнозируемо-ожидаемого), там семья начинает испытывать трудности, вплоть до её разваливания (этому морю разливанному посвящена немалая толика всей мировой литературы!).

Невозможность, сугубо объективная, наладить коммерцию (обмены эквивалентами стоимости труда) без её, семьи, в дальнейшем внутренней напряжённости и в конечном итоге распада, объясняется просто: семья, через мужчину и женщину, создана Богом для дарения членов семьи себя – другим членам семьи, а не на строгом и учитываемом по-бухгалтерски точно ОБМЕНЕ трудов своих (может и праведных) с трудами других. А дарение – это ЛЮБОВЬ.

Экономические отношения ВНУТРИ семьи решаются через ДАРЕНИЕ.

* * *

Община является следующей полноправной экономической единицей. Отношения внутри общин некоторым образом начинаются отличаться от отношений внутри семей.

Именно мировоззренческая общность, ВЫРАБАТЫВАЯ НЕГЛАСНЫЕ ПРАВИЛА общины, в разумном сочетании «льзя» и «нельзя» в повседневной жизни людей, которые и ОТВЕЧАЮТ за долговременность существования общины, и позволяет формироваться общинам в виде общин. Басня про лебедя, рака и щуку в данном случае позволяет характеризовать распад общин на основе выявленной несхожести мировоззренческих устоев.

Правила эти однотипны по всем общинам мира, хотя и выражены они в основном через религиозные аспекты бытия. Обратим лишь внимание, что во всех подобных правилах ДВА касаются семьи напрямую: не прелюбодействуй и чти мать и отца своего, а остальные ТАКЖЕ приложимы как к семье, так и любому человеческому обществу: не укради, не убей, не лжесвидетельствуй, не клянись, не лги. Соблюдение и искреннее этих незамысловатых правил – ведёт к мирному течению жизни как в семье, так и в общине любого уровня, хотя этих запретов и недостаточно для ПОЛНОЦЕННОСТИ БЫТИЯ людей в целом. Это ведь всего лишь запреты. Важно это знать и помнить об этом.

Экономика, как процесс РАЗЛИЧНОГО, посредством разных способов, обмена результатами человеческого труда, начинается с общины.

Та экономика, которая иногда рассматривается в приложении к семье (строительство своего «дома» и дома и т. д.), экономикой ВОВСЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ, что бы там ни говорили адепты подобной «экономической мысли», потому что применение в семье ЛЮБОГО из различных способов обмена результатами труда членов семьи, кроме искренней любви и дарения себя просто так – ведёт к РАСПАДУ семьи, как единицы общества.

Различные способы экономического взаимодействия людей в семье, в общинах и других обществах людей таковы:

ДАРЕНИЕ – дар продукта, услуги, мысли, идеи, чего угодно от одного человека другому человеку или обществу, равно как и от общества отдельному человеку.

ОБМЕН БЕЗ ПОСРЕДНИКА – ПРОДУКТА на ПРОДУКТ, т. е. бартер.

ОБМЕН С ПОСРЕДНИКОМ – обмен с помощью разного рода «эквивалентов» стоимости результатов труда, самым распространённым из которых являются ДЕНЬГИ.

Рассмотрим каждый из способов подробнее.

ДАРЕНИЕ – это выраженное специфически «экономически» другое проявление в реальности… обычной ЛЮБВИ, которая, как известно, не появляется откуда-то, а берётся из «ниоткуда», как Божий Дар. Так и дарение, если оно от души, проистекает из ничего, а просто от любви. В современных условиях дарение превратилось в обязательный ритуал по случаю дат и прочих дней рождений, а также как закамуфлированная оплата за услуги, которые просящий желает получить от просимого ВЗАМЕН. Это всё, разумеется, никакое не ДАРЕНИЕ в чистом виде, а всё тот же ОБМЕН. Важно это помнить и не путать Божий Дар с яичницей. Дарение всегда безкорыстно.

Дарение в полноте своего смысла очень распространено среди людей и общин, несмотря на кажущееся его отсутствие. Вспомним, что под дарением не обязательно понимать товар. Подарить можно и идею. Подарить можно и слово. Подарить можно и рукопожатие. Подарить можно и свою помощь, свой труд, своё умение, свою пользу. Родители дарят часть своих жизней детям. Дети дарят части своих жизней родителям. Старшие дарят свой опыт молодым. Молодые дарят свою помощь стареньким и немощным, а также инвалидам. Мир переполнен ДАРЕНИЕМ людей друг другу всевозможных вещей и «вещей», важно только это заметить, понять и оценить.

Дарение является экономическим аспектом бытия людей, наравне с другими способами, выработанными или внедрёнными искусственно в жизнь людей, причём САМЫМ ГЛАВНЫМ и ОСНОВОПОЛАГАЮЩИМ. Без ДАРЕНИЯ невозможно продолжение рода человеческого в преемственности поколений.

ДАРЕНИЕ в чистом виде всегда однозначно одно, это – цельная и неделимая категория экономики. В отличие от всевозможных ОБМЕНОВ, которые ДЕЛИМЫ.

ОБМЕН – это вырабатываемое людьми самостоятельно, в опоре на свою нравственность, решение задачи по РАВНОЦЕННОСТИ обменной операции (продукта на продукт) таким образом, чтобы обе стороны операции не испытывали внутреннего психического дискомфорта от ощущения несправедливости либо сразу, либо по задуманным заранее одной стороной результатам обмена.

ОБМЕН разделяется на следующие категории: НУЛЕВОЙ ОБМЕН, НЕРАВНОЗНАЧНЫЙ ОБМЕН, БАРТЕР.

НУЛЕВОЙ ОБМЕН – когда один участник сделки получает что-то от другого участника за своё бездействие в определённой области, обладая возможностями, которые другой участник сделки не обладает. Равноценность обмена в данном случае состоит в том, что результатом бездействия первого будет получение вторым некоего результата, производимого третьими лицами.

НЕРАВНОЗНАЧНЫЙ ОБМЕН – когда один участник сделки получает что-то от другого участника за произведение им конкретного действия, которое в результате приведёт к получению результата другим участником. «Неравнозначным» обмен является потому, что по своим трудозатратам действие первого минимально, а вот по получению результата второго и по его значимости для второго оно уравновешивает эту минимальность.

Нулевые и неравнозначные обмены действуют в экономике тех обществ, в которой статусы управленческого характера (должности или неписанная авторитетность) определяют некоторую (не всю) часть алгоритмики распределения продуктов. Это одно из многочисленных проявлений жидовства.

БАРТЕР – это прямой обмен одного продукта на другой.

Различные категории ОБМЕНОВ могут сочетаться друг с другом, а также производиться в сочетании с ОБМЕНОМ С ПОСРЕДНИКОМ.

ОБМЕН С ПОСРЕДНИКОМ – это выработанное людьми самостоятельно, но взятое на определённом этапе под ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ решение по СТАНДАРТИЗАЦИИ задач огромного количества обменов (на каком-то этапе РОСТА ОБЩЕСТВ) с помощью введения в жизнь особого элемента, выражающего и стоимость, и ценность, и взаимозаменяемость с любым товаром или услугой (кроме ДАРЕНИЯ, дар невозможно ничем заменить!) – денег или их заменителей.

Существующая замена денег на любой другой заменитель (к примеру, золото – как бывшую форму денег) ФЛУКТУАТИВНА, т. е. колеблется от общества к обществу, что не влияет на саму алгоритмику включения денег или их заменителей в функциональность обменов с посредником. Алгоритмика остаётся прежней. В нынешних условиях она основана на узурпации (самоличном присвоении прав) ростовщических кругов на эмиссию (печать, создание из ниоткуда, а по собственному решению) любого количества денег или их заменителей (не всех, золото, к примеру, не поддаётся созданию из ниоткуда, а вот печать компьютерных единиц и ноликов – безналичных денег, вполне). Окончательная узурпация прав произошла на НАДГОСУДАРСТВЕННОМ уровне в 20-м веке, с попытками узурпировать её 18-й и 19-й вв. Технически узурпация происходила как замена золотых и серебряных денег на деньги бумажные, а затем – компьютерные, т. е. биты информации.

Надгосударственное управление мировыми финансами проявляется в недопущении государственных Центробанков иметь право на самоличную эмиссию. Допустим, Центробанк России не имеет права по закону на полностью самостоятельную эмиссию рублей. Сумма эмитированных рублей ВСЕГДА привязана к наличию в «казне» золото-валютных резервов. А валютные резервы (доллары США, евро, другие валюты) эмитируются ДРУГИМИ странами, не Россией, которые могут эмитировать свои деньги БЕЗ ИСПРАШИВАНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ на то у России. Таким образом, осуществляется НАДГОСУДАРСТВЕННОЕ управление над Россией (и другими странами).

Деньги (или их заменители) появились лишь тогда, когда возможность управления общинами, равно как и взаимодействие между ними, превысило человеческие возможности по ЛИЧНОМУ знанию всех членов общин. Другими словами, когда человеческая память перестала справляться с обилием людей ПО КОЛИЧЕСТВУ.

Деньги, как особая величина, как посредник между результатами трудов разных людей, не стали сразу деньгами ПОВСЕМЕСТНО и ЕДИНОВРЕМЕННО. Деньги стали деньгами лишь в обозримом историческом прошлом (порядка 4-5 тысяч лет назад), но ФОРМЫ денег в разных цивилизациях были и есть РАЗНЫЕ вплоть до сегодняшнего времени: от учётной узелковой денежной системы инков до беличьих шкурок славян (с вариантами в других цивилизациях в виде побрякушек из ракушек, металлических предметов, зерна и скота). Золотые, серебряные и медные (а также железные, бронзовые и прочие) деньги в виде монет (с «крупными купюрами» в виде драгоценных камней) стали целенаправленно вводиться знахарями Древнего Египта при запуске в жизнь «библейского проекта». Об этом можно почитать в материалах Концепции Общественной Безопасности.

Если проанализировать ДАРЕНИЕ, формы ОБМЕНА БЕЗ ПОСРЕДНИКА и ОБМЕН С ПОСРЕДНИКОМ так, как они есть, то можно легко обнаружить, что в семье (если это семья, а не пародия на неё) – базовым «экономическим» элементом является дарение, в общине – помимо дарения присутствует в большой степени обмен без посредника, и обмен с посредником, а вот в человеческих обществах по иерархии выше (территориально-национальные объединениях и ОСОБЕННО в странах) – дарение практически исчезает, какая-то малая часть остаётся на долю обменов без посредника, и почти 100% принадлежит обмену с посредником.

Однако в межцивилизационных отношениях «в дело» вновь вступает ДАРЕНИЕ.

Любопытно заметить в этой связи, что СССР, будучи государство весьма интересным с точки зрения ПОМОЩИ и БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНО ВСЕПРОЩАЮЩИМ своим «друзьям» на международной арене долги, осуществлял зачастую простое ДАРЕНИЕ (хотя многие и полагают, что в ответ СССР ожидал политических дивидендов). И тем памятен до сих пор труженикам разных стран.

Ещё любопытнее заметить, что акты ДАРЕНИЯ, осуществляемые разными людьми и общинами людей по всему Земному шару в отношении ЛИЧНО им НЕИЗВЕСТНЫХ или МАЛОЗНАКОМЫХ людей, лишь по «зову совести», ТОЖЕ не являются никаким секретом. В странах Африки, Южной Америки, Азии есть МАССА подаренных «народам этих стран», т. е. определённым общинам людей в этих странах ЗДАНИЙ, ПРЕДПРИЯТИЙ, товарных запасов, идей, оформленных в виде методологических или технологических завершённостях, а то и всё вместе взятое, зачастую на долговременной основе. Подаренных от людей Западной цивилизации. А также от Китайской, Японской, Индийской, Русской и Арабской. Т. е. от всех всем.

Углубляясь в детали такого ДАРЕНИЯ, можно увидеть, что это процесс в высшей степени объективный (присущий человечеству по нравственным основаниям), хотя и выражается он в действии строго субъективно (т. е. конкретным человеком или людьми), он выражает искреннее желание огромного количества людей, независимо ни от чего!!! БЛАГОДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ (дарить другим) просто так, а не почему-то или с какой-либо целью (хотя, конечно, в благотворительности есть и элементы саморекламы дающего). Благодетельствовать лишь только потому, что какая-то часть людей в одном конце планеты чувствует СВОЮ ОБЩНОСТЬ по отношению к людям в другой части планеты и оказывает им помощь ДАРЕНИЕМ (Дар даром!), если у самих чего-то есть в избытке или просто хочется оказать помощь.

Современная «экономическая наука» НЕ ВОСПРИНИМАЕТ ДАРЕНИЕ, как элемент и немаловажный мирового хозяйства, не «видит» его нравственных аспектов.

Глава 8