Глава 4. Творчество-производство



В природе, без непосредственного участия человека, совершаются свои собственные процессы – некие длительности преобразования материи. В этих процессах могут быть выявлены порождаемые в определённое время и исчезающие впоследствии особые формы материи, относимые человеческим умом к таким состояниям материи, которые он может как-то использовать. К примеру, плоды на деревьях или рыба в реке. Или руда во глубине земли.

Природа сама «подбрасывает» человеку – с разной цикличностью, но с завидной регулярностью – то, что человек волен отнести либо к готовым продуктам для своего немедленного потребления, либо к неким формам материи – ресурсам – которые он может в дальнейшем преобразовать в какие-то другие полезные для себя продукты.

В природе существует масса «производств», производящих в практически любой степени «готовности» те или иные естественные блага или ресурсы для благ человека. А сама природа представляет собой ЕДИНЫЙ «комплекс производств».

Поскольку вышеописанное существует в реальности, то для осмысления этого явления следует присвоить ему имя. Назовём природные преобразования форм материи «естественно-природным производством». И дадим раскрытие этого термина.

Естественно-природное производство – это ПРОЦЕССЫ трансформации форм материи Земли БЕЗ приложения к ним человеческого труда.

В современной «экономической науке» нет даже намёка на повсеместно наблюдаемое каждым человеком явление «естественно-природного производства» – и неспроста. Присвоение естественно-природному производству имени, которое раскрывает СУТЬ природы, как АБСОЛЮТНО БЕЗПЛАТНОГО ДАРЕНИЯ себя всем людям, будет отныне обозначать то, что «присваивателям» разного рода собственностей (в виде денег, ресурсов, благ, территорий), которая проявляется в их желании этим самолично владеть и собственноручно обладать, будет теперь гораздо тяжелее ОБОСНОВЫВАТЬ свои притязания.

Некоторые виды естественных благ, предоставляемых естественно-природным производством для человека, могут по тем или иным причинам не подходить для него в «чистом» виде. Либо казаться человеку «сделанными» не так, как надо бы, для его человека удобства, комфорта. В результате, с помощью данной человеку свыше способности творить – т. е. видоизменять окружающую среду под свои цели – человек и начинает реализовывать свой творческий потенциал на практике. Человек начинает тем или иным образом видоизменять «природные» формы материи и информации – ТВОРИТЬ.

Процесс творчества – В САМОМ ОБЩЕМ ВИДЕ – понимается как то или иное приложение человеческого труда к части материи либо в виде физических усилий, либо интеллектуальных, либо обоих. Понимается как ПРОЦЕСС, где человеком предварительно выработана и задана самому себе цель, для чего он это всё совершает.

Творческий процесс человека, по своим характеристикам, вполне можно соотнести с «естественно-природным творчеством» – с «естественно-природным производством», потому что нетрудно заметить окружающее разнообразие нашего мира.

Творчество человека, таким образом, имеет шанс идеально и гармонично «вписаться» в творчество природы, под которым можно разуметь, как и раз созданное ТВОРЦОМ, так и созданное в какой-то алгоритмике изменений через проявление «творческих способностей» природы, включая право на ошибку и волю на её исправление.

В любом случае, творя, человек что-то производит, а производя – творит. Как и природа. Между «творчеством» и «производством» в данном смысле можно смело ставить знак равенства.

Отличие, таким образом, естественно-природного производства (процесса определённого творчества) от производства с помощью ума и рук человеческих (тоже процесса творчества, но несколько иного рода) состоит в непосредственном участии в последнем человека.

Это явление, непосредственно различаемое в нашей жизни, тоже следует отметить и присвоить ему имя. Назовём творчество-производство с помощью человека, в отличие от естественно-природного творчества-производства – человеческим производством.

Человеческое производство – это ПРОЦЕСС трансформации материальных ресурсов, и/или информации с помощью человеческого труда того или иного конкретного качества под определённым, концептуально оформленным управлением, с целью получения заранее намеченных, запланированных результатов.

Результатами процесса человеческого производства являются искусственные блага, получаемые от естественно-природного производства в готовом или в некоей степени готовности виде, которые человек трансформирует под свои желания.

Таким образом, в нашем мире есть два вида базовых производств, активно используя которые, человек сочетает возможности естественно-природного производства и свои собственные – производства человеческого. Понимание данной разницы очень важно в дальнейших рассуждениях.

Интеллектуальное творчество-производство людей может напрямую не касаться материи, к примеру, сочинение стихов требует лишь минимального материального инструментария (допустим, компьютера), а сфера стихов – это духовная область, а может и касаться (к примеру, создание чертежа машины). Но всё интеллектуальное творчество, во всех его аспектах, это тоже производство, только иного рода, связанного с уклоном в сторону бОльшей обработки информации. Поэтому в дальнейшем, читая рассуждения о творчестве-производстве – вышесказанное нужно всегда иметь в виду.

Важнейшей характеристикой любого человеческого производства является результат. Если вспомнить, что мерилом человеческого труда является качество полученного результата, то выходит, что по его уровню человек может судить о мере приближения себя к общеприродной мере, или отступления от неё. Проявляется же и то, и другое в гармонии существования человека в природе.

Выводы о том, насколько гармонично ныне человек (или то или иное общество) «вписывается» в природу по результатам своей деятельности, каждый может сделать самостоятельно.

Для налаживания процесса человеческого производства вся его умозрительная длительность распадается на ряд последовательных шагов, каждый из которых строго определён, и манипуляция которыми (перестановка) невозможна в принципе. Все процессы управляются. Без управления никакой процесс невозможен. Там где субъективно, по своей собственной оценке, человеку не видно никакого управления, там он ошибается, не может различить ни самих управленцев, ни способов управления, ни инструментов управления, ни форм. И это вина или недостаток самого человека, а не реально существующего порядка вещей.

Шаги налаживания человеческого производства, как способа управления течениями событий в сторону, желаемую управленцу, описаны в Достаточно Общей Теории Управления (ДОТУ) как серия последовательных этапов, содержащихся в подобных процессах. Подходят эти этапы и к производству.

С ДОТУ следует ознакомиться самостоятельно, дабы «не плодить лишних сущностей»; материалы лежат в свободном доступе в интернете.

Рассмотрим некоторые различия между собой в существующих человеческих производствах, для более полного с ними знакомства.

Формы человеческого производства в плане использования материи не только как «чистого» ресурса, но и как уже переработанного ресурса в некое «промежуточное» благо – допустим, инструменты (машинерию) – бывают трёх видов: машинными, ремесленными и сочетающими в себе оба способа в разной степени. Разницам между машинами и инструментами лежит в конкретике того производства, где надо для удобства терминологии умозрительно разделить эти понятия, но обычно инструмент – это то, что используется в неизменном виде (статичном), допустим, молоток, а машины – это то, что имеет в себе движущиеся части, и работает не от физической энергии человека, а потребляет энергию другого рода, допустим, электрическую. Соответственно и манипулируют инструментом обычно «вручную», т. е. прикладывая физическую силу, а машиной «управляют». В смешанных случаях происходит и то, и другое.

Деление промежуточных благ на машины и инструменты (а также орудия производств и тому подобное) не несёт в себе экономически точного смысла, все они относятся к одной группе: промежуточных благ.

Промежуточные блага – это те видоизменённые трудом человека формы материи и информации, которые используются для помощи в видоизменении других форм материи и информации.

Если сравнить выявленные формы человеческого производства с существующими природными производствами, то можно выявить некоторую схожесть: условно «машинные» человеческие производства соотносятся с живой природой (флора и фауна), а условно «ремесленные» – с неживой (материя). Но, как и в человеческом производстве, в природе существуют формы промежуточных видов, допустим, грибы или кораллы.

Базовое отличие машинного способа от ремесленного состоит в способе целеполагания по отношению к перерабатываемой материи, второстепенное отличие (зачастую стирающееся в практике) – к способу приложения той или энергии в процессе производства.

Машинный способ производства подразумевает специализированность, тогда как ремесленничество – универсальность. Прослеживается это по этапам, операциям технологического цикла. Машинное производство следует заданной управленцами программе, а ремесленное каждый раз основано на волеизъявлении одного человека.

Если энергия производится машинами с помощью сил природы (ветра, водных течений и т. д.), то форма человеческого производства – машинная. Однако машины тоже бывают основанными либо физической силе животных (одна «лошадиная сила»), либо на мускульной тяге человека (велосипед, швейная машинка). Применение обоих видов энергии в человеческом труде с помощью разных машин (человек, обслуживающий машины, работает и ручками и мозгом) является фактом, не требующим доказательств. Это очевидно на практике.

Интеллектуальный труд тоже требует энергии, но другой – духовной. Эта энергия черпается из существа человека, она дана ему априори и называется «жизненной силой», но, как и любой другой вид энергии (физической, машинной) требует подпитки ресурсами, допустим, пищевыми, или просто отдыхом.

Интеллектуальный труд можно было бы отнести к ремесленной форме человеческого производства (интеллект производит мысли без помощи машин), ведь в процессе черпается та же физическая сила человека, если бы не его особая роль в приложении к самому ремесленному труду и труду машинному, роль интеллекта в которых такова, что, собственно, только за счёт интеллекта и возможна организация любой формы любого производства. Важно понимать это единство взаимосвязей.

Способы человеческого производства, т. е. как, каким образом производство перерабатывает материю или информацию, делятся на метрологически состоятельные (они приложимы к материи и энергии, как особому вида материи) и диалектически, зачастую не доказуемые логикой, выявляемые (через рассуждения, с помощью интеллекта и чувства меры). Ко второй части, практически целиком, относится НАУКА, как способ производства новых знаний, или по-другому структурированной информации, включая новую.

Части материи можно изменять (преобразовывать, трансформировать) по длине, объёму, весу, другим метрологическим характеристикам материалов (материи), любой процесс такого человеческого производства – это, собственно, манипуляция различными их видами. В качестве примера можно привести приготовление пищи, где различный состав ингредиентов с применением различных технологий (информации) даёт на выходе определённый результат, т. е. продукт производства.

Иное дело интеллектуальное человеческое производство, где манипуляции с уже известными блоками информации (перестановкой, подстановкой, добавлением, убавлением) могут порождать два различных вида информации: новую информацию и иллюзию. Отличие новой информации от иллюзии в том, что новая информация подтверждается дальнейшей практикой жизни человека в её работоспособности, применимости, правильности (практика – критерий истины), а иллюзия – не подтверждается.

Способность человека интеллектуально творить (т. е. вырабатывать-производить новую информацию) базируется на его способности фантазировать, мечтать, периодически создавать фантомы разума, с тем чтобы в дальнейшем проверять их на практике. В фантазиях нет ничего предосудительного – это ВСЕГДА первый шаг в процессе творчества. Без фантазий – нет никакого творчества.

В качестве примера диалектически выявленной НОВОЙ информации (результата интеллектуального человеческого творчества-производства) можно привести таблицу Менделеева, которая представилась ему в том виде, в каком он её и обрисовал; дальнейшая практика применения этой информации подтвердила её правдивость и адекватность описания существующей реальности.

В качестве примера иллюзии можно указать на существовавшую в 18-м веке теорию о флогистоне (как невесомом флюиде, улетучивавшимся из вещества при сжигании); дальнейшая практика не подтвердила существования флогистона в реальности.

Особый вид, особую форму человеческого производства (её требуется объяснить отдельно) представляют собой манипуляции с материей, существующей в природном производстве в качестве потенциала и вырабатываемой в человеческом, в виде энергии. Энергия используется в преобразовании так называемых твёрдых (гранит), жидких (нефть), летучих (газ) и любых других форм материи. Но сама энергия – это та же материя, другая её форма. Важно понимать, что в использовании одного вида материи для преобразования другого вида материи нет ничего необычного. Человек лишь использует существующие в реальности ВОЗМОЖНОСТИ перехода одного вида материи в другую в своих практических целях. Любопытно заметить в связи с этим, что в использовании своей интеллектуальной мощи (энергии мышления), человек не находит не только ничего предосудительного, а считает это в порядке вещей. А ведь только из изначально представленного в голове человека ОБРАЗА (информации) в дальнейшем и могут получиться те или иные МАТЕРИАЛЬНЫЕ вещи.

Разделение современной «экономической наукой» человеческих производств на две группы (группа «А», производство средств производства, и группа «Б», производство предметов потребления) и придание этой разнице «глубокого» смысла, на самом деле не служит никакому прояснению, а лишь затуманивает реальное положение дел. Как было пояснено раньше о природных и человеческих производствах, о машинах и инструментах, о способах приложения энергии к тем или иным видам производств, или способов извлечения из природного производств энергии и использовании их в человеческих производствах, вся категория промежуточных благ на пути от «чистого» ресурса до готового продукта, на каждой стадии, может быть как готовым благом-продуктом, так и промежуточным. Всё зависит от точки зрения рассмотрения и масштабирования процесса человеческого производства, природного или их сочетания.

Суть промежуточных благ-продуктов в том, что сложные, требующие неоднократной переработки материи человеческие производства представляют собой этапы объединённого труда людей. Все они не могут быть выстроены никак иначе, кроме как по определённой алгоритмике, с определённой конечной целью, и в этой алгоритмике объективно ЗАДАНЫ существующей реальностью те или иные практические шаги по ПРОМЕЖУТОЧНОМУ преобразованию материи или информации в промежуточные блага-продукты, выработка которых неизбежна. Другими словами, цикл любого человеческого производства, а также встраивание этого цикла в любой другой более сложный цикл понимается ОБЫКНОВЕННЫМ ЗДРАВЫМ СМЫСЛОМ. Допустим, на основе русской пословицы: «Что написано пером, то не вырубишь топором». Где «перо» и «топор» являются как конечными благами-продуктами самими по себе (пером пишут, топором рубят), так и промежуточными – для НАПИСАННОЙ МЫСЛИ, другого конечного блага-продукта, а оба вида благ-продуктов являются последовательными результатами всё того же человеческого производства.

Термин современной «экономической науки» – орудия человеческого производства относятся к этому же ряду, что и машины, и инструменты. Это всё разные названия одного и того же явления. Каждое из которых представляет собой результат ЗАКОНЧЕННОГО цикла человеческого производства, но каждое из которых является или может являться тем или иным «помощником» в цикле человеческого производства другого уровня, для иного продукта. В этом плане природное производство представляет для человеческого производства ПРИМЕР, на котором можно «поучиться». В природном производстве НЕТ ОТХОДОВ, потому что «в дело» идёт всё. Вся материя.

Так называемый «окольный» способ человеческого производства: когда для изготовления какого-нибудь продукта, требуется изначально изготовить инструмент, который и поможет изготовить требуемый продукт – из этой же серии безплодных умствований на пустом месте. Эти банальные вещи понимаются на уровне здравого смысла и не несут в себе никакого «экономического» или «научного» подтекста.

Важно понимать следующее: для чего человеком создаётся тот или иной ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ производственный процесс, или видоизменяется природный, каково его конечное целеполагание (каков будет результат) и каково будет качество этого результата. Мера.

Глава 5