Глава 2. Блага



Укоренившийся в «экономической науке» термин «благо» в русском языке является одним из определяющих корней в словах: «благодарность» – дарение блага, «благовестие» – получение доброй вести, «благополучие» – получивший благо и тем довольный, «благорасположенный» – чувствующий по-доброму, «благоразумие» – ощущение в меру, и т. д. (подобных слов очень много).

Но есть в этом ряду и «благоглупость» – «хотели как лучше, а получилось как всегда», «благоговеть» – бездумно поклоняться.

Таким образом русский язык опосредованно выражает желательность для нас, людей, придерживаться определённой МЕРЫ благ, доступных нам в жизни. Ведь когда благо превышает ту или иную меру, допустим, доброго желания, то может получиться прямо противоположное, та же «благоглупость». Слишком много блага, допустим, еды – и может наступить смерть от обжорства. Слишком мало благ, той же еды – и может наступить смерть от голода. Во всех случаях отсутствие меры в получении благ приносит или может принести несчастье или тяжёлые последствия.

Следовательно, блага не являются благами по определению. Главное в том или ином благе должно ощущаться человеком НЕПОСРЕДСТВЕННО с помощью имеющегося у него ЧУВСТВА МЕРЫ. И уже после «взвешивания» им этого блага – человек должен решать, как ему с ним поступать: принять, отказаться целиком или как-то иначе взаимодействовать с ним. Т. е. решить, а благо ли «благо», и, если благо, то какова разумная мера и как это отзовётся на окружающем обществе людей.

Чувство меры, как чувство, данное человеку изначально, приложимо ко всему, с чем «соприкасается» человек по жизни, не только к благам.

К благу непосредственно примыкает термин «потребление». Подразумеваемое, как потребление благ. Поскольку все люди разные, то потребности, ощущаемые людьми, тоже разные. Ведь каждый человек обладает присущим ему и только ему своеобразным чувством меры. Которое и «рекомендует» ему, в каких количествах желательно потреблять. Тот растущий человечек, у которого чувство меры «зашкаливает» и которому кажется, что полученных или получаемых им благ мало, называется среди детей жадиной-говядиной. Когда такой человек становится взрослым, но не меняет своих привычек в плане стремления к обладанию всё большими и большими благами НЕ В МЕРУ, то окружающее общество может начать порицать его. И, если это не помогает, то и перейти к укороту зарывающегося. Разными способами, не всегда мягкими.

Таким образом в жизни людей обязательно есть потребление, но присутствует, увы, и чрезмерное потребление. А поскольку кто-то потребляет слишком много, то есть и случаи недопотребления (и это касается иногда жизненно важных вещей для человека).

Как возникает у людей потребность в потреблении тех или иных благ, иначе называемое «желанием»? Она возникает в зависимости от разных причин. Одна из них – следование традициям. Если в обществе традиционно сложилось, что мужчины носят брюки, а у какого-то мужчины их нет, то для того, чтобы не выглядеть «белой вороной» в обществе, появляясь на людях без брюк, у мужчины наверняка возникнет желание обзавестись ими. Другая причина – мода. У ослеплённого великолепием только что появившихся модных аксессуаров от знаменитого бренда у человека может возникнуть желание приобрести что-нибудь.

Стереотипы, бытующие в том или ином обществе (семье, общине, ТНО, государстве или цивилизации) относительно самых разнообразных вещей и понятий, вызывают автоматическое, бездумное желание у определённой части людей СЛЕДОВАТЬ им, не задумываясь о последствиях. Но не у всех, а только у тех, кто не рассматривает подобные стереотипы в критическом плане. Не подвергает их разумному сомнению.

К подобным стереотипам не относятся и не могут относиться некоторые объективно существующие потребности людей. К примеру, потребность в еде, питье, сне, т. е. физиологические потребности. Эти потребности нужно как-то удовлетворять, потому что без их периодического удовлетворения жизнь человека может превратиться в вялотекущий кошмар. Эти потребности люди ТОЖЕ склонны удовлетворять по-разному, в зависимости от присущего им чувства меры и внутренней дисциплины, т. е. соотнесения своих желаний и возможностей с вытекающими последствиями.

Но не только физиологические потребности являются присущими человеку. К примеру, любая семья нуждается в помощи со стороны общества в воспитании своих детей. А воспитание – это и обезпечение детей медицинской помощью, образованием, развлечением. Но в подобных же вещах нуждаются не только дети, но и взрослые. Любая семья также нуждается в помощи со стороны общества в заботе о своих состарившихся родственниках, по тем же вопросам. Всё это вместе налагает особую ответственность на членов общества, людей, которые должны соотносить свои лично-индивидуальные потребности с потребностями их самих же, но уже предоставляемых им всем ОБЩЕСТВОМ. И с помощью чувства меры определять, где, на чём могут и должны заканчиваться их собственные вожделения, если они ВЫПАДАЮТ ИЗ МЕРЫ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБЩЕСТВА, в котором они живут и членами которого они являются. Удовлетворение желаний, а значит и потребностей людей в обществе, с помощью честного и правильно организованного труда, а также справедливого распределения результатов труда среди всех тружеников общества называется «демографическим-обусловленным потреблением».

Когда человек всё же стремится удовлетворять свои желания и вожделения без вышеуказанного соотнесения, то такой человек называется индивидуалистом или эгоистом. Выполнять свои желания целиком такой человек может лишь ЗА СЧЁТ ОСТАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ, т. е. всего общества целиком. Удовлетворение собственных желаний эгоиста или корпорации эгоистов, несмотря на естественные потребности общества, в котором они живут, и за счёт этого общества, за счёт перераспределения результатов труда всех тружеников в свою пользу, т. е. НЕ В МЕРУ, именуется «деградационно-паразитическим потреблением».

Разница между «демографически-обусловленным» и «деградационно-паразитическим» потреблением лежит в существовании в обществах слоя паразитов, психически нацеленных на то, чтобы их паразитическое существование никогда, ни при каких условиях не была вскрыто, обсуждено людьми и устранено.

Индивидуалист и корпоративный паразит по своей организации психики, никогда и ни при каких условиях не признается в том, что его собственная мера потребления ЗАВЫШЕНА по сравнению как с общей мерой потребления в окружающем его обществе, так и по соотнесённости его трудового вклада с объединённым трудом всех. Он будет всё отрицать с пеной у рта.

Быть жидом стыдно.

Другой термин экономической науки – «полезность» тех или иных благ. Полезность, как и лекарство, может быть как безусловной, как относительной, так и опасной. Всё зависит от количества и качества блага, из чего и произрастает полезность или вред потребления. К примеру, никто не будет отрицать полезность занятий физкультурой. Однако, если это занятие превращается в иссушающие тело тренировки профессионального спортсмена, нацеленного только на успех, то велика вероятность, что однажды грань будет перейдена, и тело спортсмена, или его сердце, откажет от перенапряжения.

Поэтому никакой тотальной и абсолютной полезности чего бы то ни было нет. Но есть и полезность многого, но в меру. Каждый раз по-разному. Это относится и к потреблению. К примеру, людям нужна обувь, польза от неё человеку есть – обувь предохраняет наши ноги, человек в обуви может ходить, бегать-прыгать по разным поверхностям и не беспокоиться о подошвах и ступнях. Но когда человек имеет сотни пар обуви в своём личном обладании, какая в этом польза? И какая в этом польза для общества? Ведь кто-то же сделал для такого человека много пар обуви, затратил много труда, материалов?

Блага подразделяются на естественно-природные и искусственные.

Естественно-природные блага, в виде всего разнообразия жизни и условий для жизни на Земле, окружают людей с самого рождения до смерти. Многие блага предоставляются нам совершенно свободно: бери и потребляй. Это, к примеру, воздух, которым мы дышим. Или земляника в лесу, которую можно съесть.

Искусственные блага являются либо всё теми же естественно-природными благами, но видоизмененными трудом человека (к примеру, варенье из земляники, собранной в лесу), либо выдуманными-нафантазированными человеком на основе информации, поступающей из мира, окружающего человека (допустим, музыка имеет в своём основании звуки, издаваемые природой: клёкот птиц, течение воды, шум ветра).

В умозрительном «промежутке», между естественно-природными благами и искусственными (но тоже относящиеся к последним) размещается спектр благ «промежуточных». Об этом подробнее в главе четвёртой «Производство и творчество».

Отличие искусственных благ от естественно-природных состоит в том, что человек, «совершенствуя» окружающий мир и всё, что в нём находится, может, «творчески искажая» уже имеющееся в природе В МЕРЕ, уменьшать эту меру или повышать её, оценивая затем получившиеся результаты. Не всегда выходит удачно, надо признать.

История человечества выглядит в этом аспекте как непрекращающиеся попытки человека искажать в ту или иную сторону окружающее человека гармоничное разнообразие.

С точки зрения многих внимательных людей, того, что сумели натворить с природой не совсем разумные люди и общества за историю человечества (а в природе существует гармония – высшая мера красоты, удобства, полезности), природа не прощает человеческому обществу ЦЕЛИКОМ. Отсюда «ответы» природы в виде природных катаклизмов, наказывающие людей, забывших в пренебрежении своём взаимосвязь всего со всем в нашем мире. Отсюда же и вывод, что воспитывать будущие поколения новых людей надо по-другому: чтобы они, в своих действиях и в своём творчестве, учитывали МЕРУ, старались не выходить за неё, чтобы их жизнь не подвергалась опасностям, которые предыдущее человечество «нахлебалось» сполна.

В результате творчества, исследования людьми возможностей и потенциалов природы, выяснилось, что наличие естественных и искусственных благ прямо зависит от скорости потребления благ (скорость – это объём благ, потреблённых за определённое время), скорости роста человечества, как мультипликатора увеличения скорости потребления (больше людей – больше потребление), а также от скорости РОСТА ВОЖДЕЛЕНИЙ в неуёмном потреблении благ определённой частью людей (людей ли?). Т. е. рост меры потребления «деградационно-паразитического» спектра напрямую угрожает сбалансированному состоянию спектра «демографически-обусловленного», т. е. подавляющему большинству человечества.

Показателем этого служит «изобретение» о так называемых «экономических благах». Основным принципом которых является якобы существующая необходимость ОТКАЗА (для кого? Кто должен отказаться?) от некоторых благ в силу того, что они не могут потребляться в неограниченном количестве. Первое умолчание состоит в том, что прямо не говорится о том, КТО ИМЕННО будет потреблять оставшуюся ограниченную часть (если все люди не могут употребить редкие блага, то какая-то часть людей употребить их всё же может, ведь эти блага есть в наличии). Второе умолчание заключается в том, что якобы редкие блага являются редкими объективно. А это не так. Редкими благами являются блага СУБЪЕКТИВНО относимые психикой того или иного человека к редким.

Покажем это на примере. Для одного человека редким благом может являться очень дорогое украшение, которое он не может себе позволить приобрести даже в мечтах. А для другого человека, вне зависимости от цены за это украшение, оно не представляет из себя вообще никакого блага. Т. е. то, что для одного является предметом вожделения (редким благом), для другого являтся нулём (отсутствием блага в принципе). Выводить среднее арифметическое из этого сравнения, где вожделение для одного и отсутствие какого бы то ни было желания для другого дают в результате искомую РЕДКОСТЬ – относится к «благоглупости», если не сказать хуже: к сознательному уводу от поиска истины в сторону софистики (лукавого мудрствования с невозможностью найти внятный результат).

Таким образом, никаких «экономических» благ не существует. Существуют разные психики людей, которые по-разному оценивают блага. Структура же потребностей человека целиком и полностью укладывается в два взаимопротивоположных по сути и духу спектра: «деградационно-паразитического» и «демографически-обусловленного», где первый живёт за счёт второго.

Общим стремлением людей, хотя и неосознаваемыми ими в таких терминах, является подавление возможностей развития первого спектра с его последующим полным уничтожением и разработке в меру спектра второго.

Если естественные блага являются естественными по определению, а искусственные – это те же естественно-природные блага, но видоизменяемые человеком с помощью труда, то для определения того, С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО можно ЧТО КОНКРЕТНО видоизменить – «экономической наукой» выработан термин «ресурс».

Вот его мы и рассмотрим в следующей главе.

Глава 3