Часть I



Глава 1. Люди



Вне общества не возникает человека (выросшие среди животных «маугли» не становятся полноценными людьми, оставаясь в своём развитии на уровне маленького ребёнка), а общества состоят из людей и формируются людьми.

Характеристики людей, в отличие, допустим, от животных, следующие: человек обладает самосознанием, способностью к творчеству – изменять окружающий вокруг себя мир и самого себя.

Творчество в приложении к окружающему миру – это способность человека творить (создавать) новые объекты в материальной и духовной сфере, управлять ими, развивать их, видоизменять и/или уничтожать.

Творчество в отношении самого себя – это способность человека менять свою нравственность: усилием воли подавлять в себе одни мысли (с точки зрения человека «нехорошие») и начинать вести себя и думать по-другому – от худшего к лучшему; либо наоборот: культивировать в самом себе дурное.

Творчество и того и другого рода основано на прирождённой способности человека фантазировать, строить образы несуществующего, мечтать – а затем проверять свои фантазии на практике. В зависимости от того, куда направлена фантазия или мечтания – в сторону плохого или хорошего – получается то или иное творчество человека. Или со знаком «плюс», или со знаком «минус».

* * *

Под «обществом», во-первых, понимается не равное минимум двум количество людей (к примеру, семья), а во-вторых, что оно тем или иным способом организовано (деревня, город). Любое «общество» обладает схожестью в видимых внешне (армейское подразделение, больница) или ощущающихся как «близких по духу» (политическая партия) чертах. Неорганизованное никак и ничем энное количество людей обществом быть не может.

Самое большое общество людей на планете – это ВСЁ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. Самое маленькое – семья. Один человек не представляет из себя общества.

* * *

Человечество делится на меньшие общества – цивилизации: Русскую, Западную, Китайскую, Арабскую, Индийскую, Японскую, Африканскую, Латиноамериканскую. Но есть в человечестве ещё и такие общества, которые пока нельзя отнести ни в какой цивилизации.

Основной характеристикой цивилизаций являются идеалы, которые поддерживаются в преемственности поколений людей на сознательном и безсознательном уровнях. У всех цивилизаций есть:

генетическое ядро – активные и несгибаемые духом носители идеалов на сознательном уровне (именно они поддерживают своей деятельностью эти идеалы!),

периферия – обыкновенные носители идеалов, как правило, на безсознательном уровне.

В любой момент времени количество людей на планете строго определённо. А вот количество людей, которые ощущают себя принадлежащими к той или иной цивилизации – в процессе развития этих цивилизаций – МЕНЯЕТСЯ. Иногда увеличивается, а иногда и уменьшается. Иногда цивилизации, вместе с их носителями, вымирают ЦЕЛИКОМ. Происходит это, когда генетическое ядро «предаёт» идеалы своей цивилизации – сменой ориентиров, либо полным от них отказом. Так, к примеру, исчезла Римская цивилизация. Иногда одна цивилизация уничтожает генетическое ядро другой цивилизации. Так Западная цивилизация уничтожила цивилизацию Инков в Латинской Америке. Иногда одна цивилизация возникает на обломках обществ или цивилизаций других. Так Западная цивилизация возникла на обломках цивилизаций Египетской, Римской и Греческой.

Плотное расселение людей – носителей цивилизационных идеалов – может примерно совпадать с территориальным устройством некоторых ныне существующих государств (таковы Русская цивилизация и Россия, Китайская цивилизация и Китай, Японская цивилизация и Япония), а могут и НЕ совпадать (таковы все остальные цивилизации, носители которых распределены по множеству стран и территорий).

Цивилизационные идеалы отображаются в жизни людей через КУЛЬТУРУ, где под ней понимается всякого рода информация, передаваемая в преемственности поколений ВНЕгенетическим способом. Т. е. через обучение «жизни» вступающих в жизнь поколений, через показ им «наработок» предыдущих поколений этой цивилизации.

У цивилизаций могут быть, а могут и не быть идеалы, касающиеся всего человечества. В настоящее время только у двух цивилизаций есть идеалы глобальной значимости: у Русской и Западной. Все другие цивилизации пока ЗАМКНУТЫ на себя.

Глобальные цели (притязания) как Западной, так и Русской цивилизаций – объединить под своими цивилизационными идеалами всё человечество (отсюда и глобализация). Методы у них разные: Западная – через навязывание, практически всегда агрессивное, своих идеалов, часть из которых: превосходство идеалов Западной цивилизации над всеми другими, отрицание за другими цивилизациями и их идеалами «права на жизнь» – является безнравственным; Русская – через оглашение и активную работу по строительству справедливого, праведного общежития на Земле для всех людей. Выражаясь менее витиевато, Западная цивилизация «перемалывает» людей «под себя», под свои идеалы, полагая существование других идеалов просто излишним, Русская – предлагает людям на уровне сознания, добровольно, не меняя своих идеалов и сложившихся культур, стать человеками. Разница очевидна.

Цивилизационные идеалы напрямую оказывают влияние на типы хозяйствования людей на планете. Это влияние проявляется в том числе в мере взаимодействия с окружающей средой, в использовании ресурсов Земли.

Цивилизационные идеалы в виде образов будущего, к которому надо стремиться, выработали из себя различные традиции, повторяющиеся из поколения в поколение. Эти традиции бывают разными: хорошими и плохими, умными и глупыми, полезными и вредными. Традиции тоже непосредственно влияют на практику хозяйственной деятельности людей – носителей тех или иных цивилизационных идеалов.

* * *

Внешнее и чётко видимое разделение людей по обществам на планете общеизвестно: это – государства. Государственное устройство, независимо от существующей управленческой структуры и иерархии управленцев в нём, напрямую «подчинено» идеалам той цивилизации, носители которого и строили это государство.

К примеру, «демократия», как понятие, образ мыслей и фундамент строительства государств является плодом изысканий и многовековых усилий носителей Западной цивилизации. «Бунтарство против несправедливости», как неподчинение любой силе любого зла – один из идеалов Русской цивилизации.

Наложение цивилизационных «идеалов» на практику жизнеустройства людей даёт в экономической сфере то своеобразие типов деятельности, которое невозможно объяснить без отсылки к характеристикам той или иной цивилизации.

* * *

Государства состоят из одного или нескольких территориально-национальных объединений (ТНО).

Территориально-национальные объединения составляют КАРКАС (наравне с государствами, как обществами по-иному организованного порядка) той или иной цивилизации. Важно отметить, что генетическое ядро цивилизации может быть распределено по РАЗНЫМ территориально-национальным объединениям.

ТНО – это общества людей, объединённых в рамках одной культуры, языка и территории. К примеру, татары в Русской цивилизации. Или манчьжуры в Китайской.

ТНО могут находиться либо целиком внутри какой-либо цивилизации, или государства, а могут находиться на межцивилизационном или межгосударственном «стыке». По обе стороны «границ».

Таковы, к примеру, ТНО в балканских и «восточно-европейских» странах, с их невнятицей в плане к какой цивилизации они принадлежат: к Западной или к Русской.

Крупные территориально-национальные объединения ОТВЕТСТВЕННЫ за возникновение государств.

Именно поэтому границы государств МЕНЯЮТСЯ, новые государства создаются, а старые государства исчезают. Это связано с изменением, ростом или угасанием территориально-национальных объединений (как потенциальных будущих стран или даже новых цивилизаций). Яркий пример – отсутствие государственности у территориально-национального объединения курдов.

Мелкие ТНО формируют автономии в пределах государств, ну а совсем мелкие статистически распределены по планете Земля в «безформенном» состоянии с разным описанием достоверности их особенностей.

Причиной возникновения территориально-национальных объединений является ТВОРЧЕСТВО людей в преемственности поколений.

* * *

Следующим обществом людей после ТНО является община – проживающие по соседству или работающие вместе лично знающие друг друга люди, но не кровносемейные родственники.

Общины, характеризующиеся скученностью проживания на тесных площадях, называются городами. Скученность ощущается самими людьми, проживающими там.

Общины, в которых скученность отсутствует, называются деревнями, сёлами, посёлками.

Община, как форма жизнеустройства, является древнейшей формой обществ людей, она до сих пор присуща всем цивилизациям. И именно из неё, общины, в результате увеличения численности людей постепенно появились другие формы обществ, о которых рассказано выше.

* * *

Последнее, самое маленькое общество людей – это семья. В семье рождаются новые люди; родители, муж и жена, совместно воспитывают их и «запускают» в жизнь. Без институтов семьи и общины человечество выродилось бы в течение нескольких веков.

Экономические взаимоотношения в разных обществах – цивилизациях, странах, территориально-национальных объединениях, городах, общинах, семьях – отличаются друг от друга целым рядом характеристик.

Глава 2